Маскарон - рельефное изображение человеческого лица или головы животного, размещаемое на фасадах зданий, в интерьерах, на мебели как мощный символический элемент архитектурного декора. Этимология слова восходит к французскому "mascaron" и итальянскому "mascherone" - большая маска, что точно отражает суть этого элемента как укрупненного, выразительного лика, привлекающего внимание драматизмом образа. Маскарон выполняет двойную функцию - утилитарную и символическую, часто служа водометом для отвода дождевой воды от стен, одновременно наполняя архитектуру человеческим присутствием, эмоциональным содержанием, мифологическими смыслами.

История маскарона демонстрирует удивительную устойчивость архетипического образа человеческого лица в декоре на протяжении тысячелетий. Древняя Греция размещала маски театральных божеств на саркофагах, фонтанах, храмах - считалось, что только в смерти человек обретает истинное лицо, маска открывает сущность. Средневековье превратило маскароны в гаргулий - устрашающих химер, изрыгающих дождевую воду, отпугивающих злые силы от храмов. Ренессанс одушевил маскароны гуманистическим содержанием - лики богов, героев, аллегории добродетелей. Барокко достигло апогея выразительности - гротескные маски, львиные морды, головы варваров, лики Медузы Горгоны создавали театральную драматичность фасадов.

Современные технологии расширили материальные возможности создания маскаронов при сохранении традиционных форм. Маскароны из дерева воплощают традиции ручной резьбы, уникальность каждого изделия, тактильную теплоту природного материала. Маскароны из полиуретана предлагают практичную альтернативу - точное воспроизведение классических прототипов, влагостойкость, легкость монтажа, доступность цены. Выбор между материалами определяется стилистикой проекта, условиями эксплуатации, бюджетными возможностями, личными предпочтениями.

Правильно подобранный маскарон становится выразительным акцентом фасада или интерьера, привлекает внимание драматизмом образа, наполняет архитектуру символическим содержанием. Он может быть монументальным элементом над главным входом, или деликатной деталью, едва заметно украшающей замковый камень окна. Характер изображения - устрашающий или комический, реалистичный или гротескный, мифологический или портретный - создает различное эмоциональное воздействие архитектуры.



Маскарон - мифологическое лицо на фасаде и в интерьере

Маскарон занимает уникальное место в архитектурном языке как элемент, где утилитарная функция неразрывно связана с символическим содержанием. Размещение человеческого лица на фасаде здания - древнейший архетип, присутствующий во всех культурах, наделяющий безмолвную архитектуру способностью смотреть, выражать эмоции, взаимодействовать со зрителем. Маскарон превращает здание из безличной конструкции в одушевленное существо, обладающее характером, настроением, историей.

Происхождение и древние функции

Древнегреческие театральные маски легли в основу традиции маскаронов. Трагические и комические лики, преувеличенно выразительные, видимые с дальних рядов амфитеатра, символизировали вечные человеческие страсти - горе, радость, страх, ликование. Эти маски размещались на саркофагах - считалось, смерть срывает все социальные маски, открывает истинное лицо человека. Театральная маска на погребальном памятнике означала завершение жизненного спектакля, переход в вечность.

Львиные маски олицетворяли превращение человека в иное существо, преображение через смерть. Лев - царь зверей, символ царственной власти, божественной силы. Львиные маскароны размещались над входами в храмы, дворцы, гробницы, защищая священные пространства магической силой звериного облика. Разинутая львиная пасть, из которой изливается вода фонтана - древнейший мотив, соединяющий образ хищника с животворной влагой.

Горгонейоны - маски Медузы Горгоны с змеиными волосами - служили апотропеями, оберегами от зла. Взгляд Медузы превращал в камень, маска ее лика защищала от враждебных сил собственной устрашающей силой. Горгонейоны размещались на щитах воинов, на фронтонах храмов, над воротами городов. Гротескная уродливость образа призвана отпугивать злых духов, завистников, врагов.

Средневековые химеры

Средневековая готическая архитектура превратила маскароны в гаргулий - водометы в виде фантастических существ. Дождевая вода, стекающая с крыш соборов, изрыгалась из пастей химер, драконов, демонов, вынесенных далеко за плоскость стен на длинных каменных желобах. Эти устрашающие твари символизировали изгнание зла из святого пространства храма - дождевая вода, освящаемая соприкосновением со священными стенами, изгонялась через уста нечисти, очищая пространство.

Гротескность средневековых маскаронов поражает воображение - человеческие лица с звериными чертами, многоголовые химеры, существа, соединяющие части различных животных. Эти образы воплощали средневековые представления о грехе как деформации, искажении богоподобного человеческого облика. Семь смертных грехов изображались аллегорически через искаженные лица, звериные морды, гротескные гибриды.

Символика добродетелей также находила выражение в маскаронах. Христианские святые, ангелы, херувимы размещались в местах, связанных со входом в храм, алтарную часть. Спокойные одухотворенные лики контрастировали с гротескными химерами, визуализируя борьбу добра и зла, духа и плоти, божественного и демонического.

Ренессанс и барокко

Эпоха Возрождения вернула маскаронам античную красоту и гуманистическое содержание. Идеализированные лики античных богов и героев - Аполлона, Дианы, Геркулеса, Меркурия - украшали фасады дворцов и вилл. Мифологические образы наполнялись новыми смыслами - боги воплощали человеческие качества, достижимые через образование и самосовершенствование. Маскарон Аполлона символизировал покровительство искусствам, Минервы - мудрость, Марса - воинскую доблесть.

Гротески Возрождения создавали фантастические гибриды - человеческие лица, прорастающие листьями, виноградные гроздья с человеческими чертами, маски, соединяющие различные возрасты и эмоции. Эти образы воплощали ренессансную идею единства природы и человека, микрокосма и макрокосма. Орнаментальные гротески покрывали фризы, пилястры, обрамления порталов, создавая фантастический декор.

Барокко достигло апогея выразительности маскаронов. Театральная драматичность, преувеличенная эмоциональность, динамизм форм превращали маскароны в главные акценты фасадов. Головы варваров с развевающимися волосами и бородами, аллегории четырех частей света, персонификации рек и морей, лики ветров - сложная иконографическая программа превращала фасад в энциклопедию образов. Маскароны размещались над окнами, на замковых камнях арок, во фризах, на консолях - изобилие ликов создавало впечатление населенности фасада.

Маскароны из дерева - живая пластика, индивидуальность резьбы

Натуральная древесина остается традиционным материалом для изготовления маскаронов в деревянной архитектуре. Резные маскароны из массива воплощают многовековые традиции ремесленной резьбы, уникальность каждого изделия, живую пластику рукотворного образа. Резчик создает не просто копию образца, а живое лицо с индивидуальными чертами, характером, эмоциональным выражением.

Породы древесины

Липа - классический материал резчиков для создания маскаронов со сложной детализацией. Мягкая однородная древесина без выраженной текстуры позволяет вырезать тончайшие детали - морщины на лбу, складки век, пряди волос, отдельные зубы в оскале. Липа не растрескивается при высыхании, не коробится, сохраняет четкость мельчайших элементов. Мастера создают из липы портретные маскароны с фотографической точностью воспроизведения черт лица.

Дуб используется для масштабных маскаронов, требующих прочности и долговечности. Твердая древесина позволяет вырезать крупные формы, сохраняющие четкость десятилетиями под воздействием атмосферных факторов. Выразительная крупнопористая текстура дуба создает дополнительную декоративность - рисунок волокон усиливает впечатление живой кожи, морщин, волос. Дубовые маскароны идеальны для фасадов в регионах с суровым климатом.

Орех - элитный материал для эксклюзивных маскаронов интерьеров. Темно-коричневый цвет с фиолетовыми оттенками, волнистая текстура создают благородный вид. Древесина достаточно твердая для четкой резьбы при сохранении податливости - резчик может создавать сложнейшие многоплановые композиции. Ореховые маскароны становятся произведениями декоративной скульптуры.

Техника резьбы маскаронов

Объемная резьба создает маскароны как полноценные скульптуры с проработкой всех деталей лица. Мастер последовательно формирует объем - грубая выборка основной формы головы, затем детализация черт лица, моделировка носа, глазниц, рта, проработка волос, бороды, декоративных элементов. Для львиного маскарона вырезается грива - каждая прядь индивидуально проработана, для головы Медузы - змеи с чешуей и разинутыми пастями.

Горельеф - высокий рельеф с выступанием форм на половину и более объема - создает драматичную игру светотени. Маскарон выступает из плоскости стены на 50-100 миллиметров, создавая глубокие тени в глазницах, под носом, в складках. Боковое освещение солнцем в течение дня меняет выражение лица маскарона - утром спокойное, в полдень драматичное с резкими тенями, вечером мягкое.

Гротескная резьба создает фантастические образы, соединяющие человеческие и звериные черты, растительные элементы. Человеческое лицо прорастает листьями аканта, волосы превращаются в виноградные лозы, борода становится водными струями. Техника требует не только ремесленного мастерства, но и художественного воображения - резчик создает уникальные образы, не имеющие прямых прототипов.

Современные станки с ЧПУ формируют основной объем по 3D-модели - общую форму головы, крупные черты лица. Финишная обработка выполняется вручную - резчик прорабатывает выражение глаз, создает живость взгляда, индивидуализирует черты. Комбинированная технология оптимизирует стоимость при сохранении художественной ценности.

Отделка и окрашивание

Тонирование подчеркивает объемность форм. Темные морилки наносятся в углубления - глазницы, ноздри, складки, рот. Выступающие части остаются светлее. Градиентное тонирование усиливает визуальную глубину, создает иллюзию живой кожи. Для львиных маскаронов применяется тонирование гривы в более темный тон, выделяющее пряди.

Золочение превращает маскароны в роскошные элементы дворцовых фасадов и интерьеров. Классическое сусальное золочение покрывает резьбу тончайшими золотыми листами. Лики античных богов, головы ангелов, аллегорические образы сияют золотом, создавая впечатление драгоценности. Частичное золочение - только волосы, диадемы, декоративные элементы - создает изысканный контраст с натуральным деревом лица.

Патинирование создает эффект античной бронзы. Базовый бронзовый цвет покрывается зеленой патиной в углублениях - имитация окисления меди. Маскароны приобретают вид старинных бронзовых отливок, найденных при археологических раскопках. Такая отделка популярна для неоклассических фасадов, стилизующих античную архитектуру.

Маскароны из полиуретана - точное повторение классических форм

Современный полиуретан революционизировал производство декоративных элементовМаскароны из полиуретана воспроизводят классические прототипы с музейной точностью, создавая изделия, внешне неотличимые от каменных или гипсовых оригиналов.

Технологические преимущества

Феноменальная легкость полиуретановых маскаронов упрощает монтаж на любые поверхности. Крупный маскарон размером 400х500 миллиметров весит 800-1200 граммов против 8-12 килограммов каменного аналога. Легкость критична для установки над оконными проемами, на замковых камнях арок - не требуется усиление конструкций, монтаж выполняется одним человеком.

Абсолютная влагостойкость делает полиуретановые маскароны идеальными для фасадов, фонтанов, влажных помещений. Материал не впитывает воду, не разбухает, не покрывается плесенью никогда. Полиуретановые маскароны-водометы служат десятилетиями в прибрежных регионах с обильными осадками, сохраняя четкость мельчайших деталей.

Температурная стабильность обеспечивает сохранность в любых климатических условиях. От минус 50 до плюс 80 градусов Цельсия без деформации, растрескивания. Суровые зимы, жаркое лето, резкие перепады - полиуретан выдерживает все испытания. Это критично для фасадных маскаронов, подверженных экстремальным воздействиям.

Производство и ассортимент

Создание мастер-модели - ключевой этап, определяющий качество всех последующих изделий. Скульптор создает эталонный маскарон из пластилина или глины, прорабатывая каждую деталь - морщины, складки, пряди волос, зубы, декоративные элементы. Для воспроизведения исторических маскаронов используются музейные образцы, архивные фотографии, обмеры сохранившихся оригиналов.

Силиконовая форма точно воспроизводит все нюансы поверхности мастер-модели. Эластичный силикон проникает в мельчайшие углубления - морщины, складки век, отдельные волоски. После застывания силикона форма разрезается, мастер-модель извлекается. Многосоставные формы для сложных маскаронов состоят из 3-5 частей, открывающихся для извлечения готового изделия.

Литье двухкомпонентной полиуретановой системой заполняет форму вспенивающейся массой. Внутри формируется пористая легкая структура, на поверхности - плотная корка толщиной 2-3 миллиметра с идеальной проработкой рельефа. Каждая морщина, каждый волосок воспроизводятся с точностью до микрона.

Разнообразие образов исчисляется сотнями вариантов. Классические львиные маски различной степени стилизации - от натуралистичных до геральдических. Головы античных богов - Аполлон, Диана, Меркурий, Нептун, Вакх. Аллегорические образы - времена года, части света, искусства и науки. Гротескные маски барокко - фавны, сатиры, химеры. Женские головки модерна с развевающимися волосами.

Монтаж и окрашивание

Установка на специальный полиуретановый клей или жидкие гвозди занимает минуты. Клей наносится на тыльную сторону маскарона, элемент прижимается к стене над окном, над дверью, на замковом камне арки. Для крупных тяжелых маскаронов применяется дополнительная фиксация саморезами через затылочную часть, где крепления незаметны.

Окрашивание не требует грунтовки. Акриловые краски наносятся кистями различной ширины - узкие для проработки глаз, ноздрей, рта, широкие для щек, лба. Традиционный белый цвет универсален для классических фасадов. Окрашивание в цвет стен делает маскарон едва заметным рельефом. Контрастные цвета превращают маскароны в яркие акценты.

Имитация камня, бронзы, патинированной меди достигается специальными красками и техниками. Базовый серый цвет с темными акцентами в углублениях создает иллюзию гранита. Бронзовая краска с зеленой патиной имитирует старинную бронзу. Терракотовые тона воспроизводят обожженную глину. После качественного окрашивания полиуретановый маскарон неотличим от каменного с расстояния 2-3 метров.

Сочетание с наличниками, капителями, молдингами

Гармоничная архитектурная композиция требует стилистического единства всех элементов лепного декора. Маскароны, наличники, капители, молдинги должны принадлежать одному стилю, соответствовать единой эстетической концепции.

Размещение маскаронов

Замковые камни над окнами - традиционное место размещения маскаронов. Центральный клиновидный камень в вершине оконной арки акцентируется маскароном, привлекающим внимание к проему. Размер маскарона пропорционален ширине окна - для окна шириной 1000 миллиметров оптимален маскарон 250-350 миллиметров. Ритмичное размещение одинаковых маскаронов над всеми окнами фасада создает структурированную композицию.

Сандрики над окнами и дверями часто венчаются маскаронами. Треугольный или лучковый фронтончик над проемом завершается маскароном в тимпане - лицо смотрит с высоты на входящих, создавая ощущение присутствия. Для парадных входов используются крупные выразительные маскароны - львиные головы, лики божеств, аллегорические образы.

Фризы между этажами декорируются чередующимися маскаронами и другими элементами. Маскароны размещаются через равные интервалы, между ними - розетты, гирлянды, картуши. Такая композиция создает горизонтальную ритмику, структурирует протяженный фасад. Маскароны фриза обычно меньше замковых - 150-250 миллиметров.

Стилистическое единство

Классицизм требует соответствия маскаронов общей строгости ордерной системы. Идеализированные лики античных богов с правильными чертами, симметричными прическами. Сдержанная гамма - белые маскароны на цветных фасадах. Размещение над окнами главного фасада, на фронтоне, во фризах антаблемента. Капители колонн классического ордера гармонируют с античными маскаронами.

Барокко предполагает максимальную выразительность и разнообразие маскаронов. Гротескные маски, львиные морды, головы варваров, аллегории создают театральную декоративность. Размещение не только над окнами, но и на консолях карнизов, в картушах, на кронштейнах. Золочение, полихромия усиливают пышность. Барочные капители с пышными волютами сочетаются с драматичными маскаронами.

Модерн использует женские лица с развевающимися волосами, стилизованные под водяные лилии, морские волны. Асимметричные композиции, органические текучие линии. Маскароны интегрируются в общую декоративную систему фасада - волосы переходят в растительный орнамент, лица прорастают листьями. Модерновые капители с плавными формами гармонируют с женственными маскаронами.

Значение маскаронов в архитектурных стилях

Различные эпохи и стили наполняли маскароны специфическим содержанием, использовали характерные образы, создавали уникальные иконографические программы.

Символика образов

Львиные маски - самый распространенный тип маскаронов в классической архитектуре. Лев символизирует царственную власть, божественную силу, могущество. Львиные маскароны над входами защищают здание магической силой царя зверей, отпугивают врагов, злоумышленников. Разинутая пасть льва служит водометом - символическое изгнание хаоса, очищение водой. Львиные маски популярны для общественных зданий, банков, судов, музеев - подчеркивают значимость, фундаментальность.

Головы Медузы Горгоны служат апотропеями - оберегами от зла. Устрашающий лик с разинутым ртом, выпученными глазами, змеиными волосами призван отпугивать злые силы собственной чудовищностью. Горгонейоны размещаются над входами, на углах зданий, в местах, требующих магической защиты. Классицизм использовал стилизованные маски Медузы на щитах, в декоре военных сооружений.

Маскароны морских божеств - Нептуна с трезубцем, тритонов, наяд - украшают фонтаны, набережные, порты. Эти образы олицетворяют власть над водной стихией, покровительство мореплавателям, торговле. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге украшено маскаронами морских божеств, подчеркивающими морскую славу России. Лица с развевающимися волосами-водорослями, бородами-струями создают динамичный декор.

Аллегории и персонификации

Четыре времени года изображаются через женские и мужские головы с характерными атрибутами. Весна - юная девушка с цветами в волосах. Лето - зрелая женщина с колосьями пшеницы. Осень - мужчина с виноградными гроздьями и листьями. Зима - старик с ледяными сосульками в бороде. Четыре маскарона времен года размещаются по углам здания, на четырех фасадах, создавая циклическую композицию.

Четыре части света - Европа, Азия, Африка, Америка - персонифицируются женскими головами с этническими особенностями и атрибутами. Европа в короне, Азия в тюрбане с жемчугами, Африка негроидного типа, Америка с перьевым убором индейцев. Эти аллегории украшали здания торговых компаний, порты, биржи - символизировали международную торговлю, колониальные владения.

Искусства и науки изображались через головы муз, аллегорические фигуры с характерными атрибутами. Музыка с лирой в волосах, Живопись с палитрой, Архитектура с циркулем, Астрономия со звездами. Маскароны искусств украшали театры, консерватории, академии художеств, университеты - визуализировали назначение здания.

Портретные маскароны

Портретные маскароны владельцев зданий, известных персон создавали индивидуализированный декор. Купеческие особняки украшались портретами хозяев, демонстрируя их статус. Общественные здания - портретами императоров, государственных деятелей, меценатов. Портретные маскароны требовали высокого скульптурного мастерства, создавались по гипсовым слепкам, портретным бюстам.

Маскароны архитекторов, скульпторов, художников украшали здания творческих союзов, академий искусств. Портреты великих мастеров прошлого - Палладио, Микеланджело, Рафаэля - подчеркивали преемственность традиций, связь с классическим наследием. Такие маскароны выполняли образовательную функцию, знакомили публику с ликами гениев.

Практика установки и окрашивания

Профессиональный монтаж и качественная отделка обеспечивают долговечность, эстетику, функциональность маскаронов.

Подготовка места установки

Поверхность очищается от загрязнений, пыли, отслаивающихся покрытий. Рыхлые участки укрепляются грунтовкой глубокого проникновения. Для маскаронов на замковых камнях арок требуется ровная плоскость - перепады более 5 миллиметров штукатурятся. Качественная подготовка критична для надежности крепления.

Разметка определяет точное положение маскарона. Для симметричных фасадов используется строительный уровень, отвес, рулетка. Центр маскарона совмещается с осью окна, двери, арки. Для нескольких маскаронов на фасаде проверяется горизонтальность установки - все маскароны должны находиться на одном уровне.

Примерка без клея проверяет правильность разметки, прилегание к поверхности. Маскарон прикладывается к месту установки, оценивается визуальное впечатление. При необходимости корректируется положение. Примерка экономит время, предотвращает ошибки.

Монтаж деревянных маскаронов

Клеевые составы для дерева - столярный ПВА усиленный, полиуретановый клей, эпоксидные системы. ПВА наносится обильно на тыльную сторону маскарона. Для тяжелых крупных маскаронов используется эпоксидный клей, создающий максимально прочное соединение.

Крепление саморезами обязательно для маскаронов весом более 2 килограммов. Саморезы длиной 60-80 миллиметров ввинчиваются через затылочную часть маскарона в стену в 2-4 точках. Точки крепления размещаются в волосах, декоративных элементах, где они незаметны. Шляпки утапливаются, маскируются шпаклевкой по дереву.

Для фасадных маскаронов-водометов высверливается сквозное отверстие через рот для отвода воды. Диаметр отверстия 20-30 миллиметров. Маскарон монтируется с небольшим наклоном вперед для самотека воды. Изнутри подводится желоб от водосточной системы кровли.

Монтаж полиуретановых маскаронов

Специальный клей для полиуретана или универсальные жидкие гвозди наносятся на тыльную сторону. Маскарон прижимается к стене, удерживается 30-60 секунд до схватывания клея. Для страховки крупных маскаронов используется малярный скотч, фиксирующий элемент до полного застывания клея через 12-24 часа.

Дополнительная фиксация саморезами применяется для маскаронов на фасадах в регионах с сильными ветрами. Тонкие саморезы ввинчиваются через затылочную часть в затемненных местах. Отверстия предварительно засверливаются тонким сверлом - полиуретан мягкий, саморез может прорвать материал.

Герметизация зазора между маскароном и стеной выполняется акриловым герметиком. Герметик выдавливается в зазор, разравнивается влажным пальцем. После застывания стык становится незаметным, влага не проникает под маскарон.

Окрашивание и патинирование

Окрашивание деревянных маскаронов начинается с грунтовки. Акриловая грунтовка наносится кистями, проникая во все углубления. После высыхания поверхность шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой. Выявленные дефекты шпаклюются, повторно шлифуются.

Краска наносится в два-три слоя акриловыми эмалями. Первый слой грунтовочный, второй финишный. Для темных насыщенных цветов требуется третий слой. Узкие кисти прорабатывают глаза, ноздри, рот, складки. Широкие кисти покрывают щеки, лоб, волосы.

Патинирование создает объемность. Базовый светлый цвет покрывается темной краской. Не дожидаясь высыхания, темная краска стирается с выступов - щек, носа, лба, подбородка. Углубления - глазницы, ноздри, морщины, складки рта - остаются темными. Контраст создает драматичную выразительность.

Золочение выполняется на выступающих элементах - диадемах, украшениях, волосах. Золотая краска или поталь наносится после базового окрашивания. Для эффекта старинного золочения применяется техника сухой кисти - полусухая кисть с золотой краской проходит только по выступам.

Заключение: символика, сохранившаяся сквозь века

Маскарон воплощает удивительную устойчивость архетипов в архитектуре. На протяжении тысячелетий человеческое лицо на фасаде здания сохраняет магическую силу, эмоциональное воздействие, символическое значение. От устрашающих гаргулий средневековья до изящных женских головок модерна - маскарон остается мощным средством одушевления архитектуры, наполнения ее человеческим присутствием.

Маскароны из дерева - выбор ценителей традиций, рукотворного мастерства, уникальности каждого образа. Резчик создает не копию, а живое лицо с индивидуальными чертами. Деревянные маскароны идеальны для деревянной архитектуры, интерьеров, элитных проектов. Инвестиция оправдана художественной ценностью, возможностью создания эксклюзивных образов.

Резные маскароны ручной работы становятся произведениями декоративной скульптуры. Мастер вкладывает в каждый маскарон частицу души, создавая образ, несущий эмоциональное содержание. Такие изделия превращают фасады в галереи скульптуры, наполняют архитектуру художественными смыслами.

Маскароны из полиуретана - практичное решение для широкого круга проектов. Точное воспроизведение классических прототипов делает доступными образы из музейных коллекций. Влагостойкость открывает применение на фасадах, фонтанах. Легкость упрощает монтаж. Доступная цена демократизирует классическую архитектуру.

Компания STAVROS предлагает широчайший ассортимент маскаронов из натурального дерева и полиуретана. Резные деревянные маскароны по историческим образцам и авторским эскизам. Полиуретановые системы европейского качества с детальной проработкой каждой черты лица. Профессиональные консультации помогут подобрать маскароны, соответствующие архитектурному стилю, символическому содержанию, эстетическим предпочтениям.

Создавайте архитектуру, где фасады смотрят на мир выразительными ликами, где каждое лицо несет символическое содержание, где древние архетипы обретают новую жизнь. Превращайте здания в одушевленные существа, наполняйте архитектуру человеческим присутствием, воплощайте мифологические смыслы в камне и дереве. Выбирайте маскароны - выбирайте язык символов, на котором говорит великая архитектура. Выбирайте STAVROS - выбирайте традиции, сохранившиеся сквозь тысячелетия, мастерство, воплощенное в материале, символику, наполняющую пространство смыслом.